|
Ныроб. Церковь Николая Чудотворца |
История Ныроба Первое упоминание Ныроба находится в писцовой книге И.Яхонтова 1579 г. по Чердынскому уезду. Яхонтов указывает «деревне Ныроб на речке на роднике» по реке Колве «Верхнего» стана Чердынского уезда. В деревне 6 крестьянских домов. Владельцы их Микитка Ларев, Сенька Дмитриев, Иванко Нос, Варка Микитин, Еремка Бобыль и Якуш Черной имели в 1579 году пашни 15 четвертей, перелогу 20 четей в трех полях худой земли и сена по р.Колве 100 копен. В следующих документах Ныроб фигурирует уже как погост, в писцовых книгах Михаила Кайсарова 1624 г. дано описание погоста Ныроба и его храма, выстроенного во имя Николая Чудотворца Михаил
Никитич Романов был сослан в деревню
Ныробку Чердынского уезда по приговору
боярскому в июне 1600 г., по обвинению в
колдовстве: Семен Годунов, родственник
Бориса, подкупил Бартенева Второго,
казначея Романовых, и тот подложил в
кладовую Александра Никитича Романова
мешок с кореньями – «колдовскими
травами». Михаил Никитич Романов был выслан из Москвы летом 1600 г., а привезен в Ныроб в начале 1601 г. (т.е. в начале сентября 1600 г. по нашему летоисчислению) под стражею, во главе которой стоял Роман Тушин. По прибытию в Ныроб он был посажен в земляную яму. «Сверху землянка была крепко закрыта, и только маленькое отверстие в этой крыше служило для проникновения света и подачи пищи. Пища состояла только из хлеба и воды. С наступлением холодов в землянке устроили печь, дым из которой…выходил через то же единственное отверстие в потолке, предварительно наполняя собой яму». Михаил Никитич был закован в железные оковы «весом три пуда», ныне хранящиеся в Чердынском музее. По преданию, ныробчане по весне проведали, что узника морят голодом, и дети начали таскать ему еду; однажды их застал за этим занятием Роман Тушин, устроил допрос, выяснил, что действуют они так по наущению отцов своих; шесть ныробцев были схвачены и отправлены в Москву «за крепким караулом». Обратно в Ныроб вернулись двое – четверо скончались от жестоких пыток и изнурительного содержания в тюрьме. Эта история подтверждается грамотой Михаила Федоровича чердынскому воеводе Василию Федоровичу Бутурлину и подъячему Неустрою Алимпиеву от 15 ноября 1621 г. Михаил
Никитич «в земляной темнице сидел год и
преставился», т.е. в августе 1601 г. Если
следовать традиции, закрепившейся в
романовской историографии, Михаил
Никитич был умершвлен; такой же точки
зрения придерживается и А.Дмитриев. О
месте погребения Михаила Никитича
источники говорят довольно
неопределенно: «и погребен бысть там [в
Ныробе] в пустом месте; над гробом его
выросли два дерева, именуемые кедр, одно
дерево в головах, другое в ногах». В
позднем ныробском письменном сказании
указано: «и погребен был у церкви
Николая Чудотворца, подле алтарь на
северной стороне, и где тело его лежало
– построена была церковь и в ней
гробница покрыта сукном и крест вышит».
Эти сообщения, по мнению А.Дмитриева, не
противоречат друг другу: деревянная
церковь Николая Чудотворца была
выстроена примерно в 1613-14 гг., а в 1601 г.
здесь действительно было «место пустое».
А.Дмитриев расшифровывает эти записи
таким образом: «погребен был в 1601 г. (в
последних числах) в пустом месте; года
через 4, т.е. в 1606 г., когда не было тут еще
никакой церкви, тело боярина увезли в
Москву, после чего наконец в 1613-1614 гг. «где
тело его лежало – выстроена была
церковь» св. Николая Чудотворца
деревянная, алтарь которой своей
северной стороной приходился рядом с
бывшей могилой Романова». После
смерти Михаила Никитича, в 1602 г. над
местом заточения была построена
деревянная часовня. В 1793 г. вместо
деревянной построили каменную часовню
во имя Архангела Михаила. После этого
наружный вид часовни постепенно
изменялся. Как свидетельствует А.Дмитриев,
с наружной стороны часовни, по лицевой
стороне, с которой вход в часовню, по
карнизу под крышей и так со всех сторон
была сделана вязью – «весьма
безграмотно» - следующая надпись: «ПО
УКАЗУ ЕЯ ИМПЕРАТОРСКОГО ВЕЛИЧЕСТВА, В
ВЯТСКОЙ ДУХОВНОЙ ПРЕОСВЯЩЕННОГО
ЛАВРЕНТИЯ, ЕПИСКОПА ВЯТСКОГО И
ВЕЛИКОПЕРМСКОГО, КОНСИСТОРИИ В 7109 ГОДУ
ПРИСЛАН БЫЛ С МОСКВЫ ОТ ЦАРЯ БОРИСА
ГОДУНОВА В ПЕРМЬ ВЕЛИКУЮ, В ЧЕРДЫНСКИЙ
УЕЗД, В ПОГОСТ НЫРОБ, В ЗАТОЧЕНИЕ
БЛАЖЕННЫЕ ПАМЯТИ БОЯРИН МИХАИЛ НИКИТИЧ
РОМАНОВ, СВЯТЕЙШЕМУ ПАТРИАРХУ ФИЛАРЕТУ
НИКИТИЧУ БРАТ РОДНОЙ, А ПО РОДСТВУ
БЛАЖЕННЫЕ ПАМЯТИ ГОСУДАРЮ ЦАРЮ И
ВЕЛИКОМУ КНЯЗЮ МИХАИЛУ ФЕДОРОВИЧУ, ВСЕЯ
РОССИИ САМОДЕРЖЦУ, БЫЛ ДЯДЯ РОДНОЙ. В
ПОГОСТЕ НЫРОБ, В ЗАТОЧЕНИИ, В ЗЕМЛЯНОЙ
ТЕМНИЦЕ СИДЕЛ ГОД; НА ТОМ МЕСТЕ
ПОСТРОЕНА БЫЛА ДЕРЕВЯННАЯ ЧАСОВНЯ; НЫНЕ
ВМЕСТО ОНОЙ ДЕРЕВЯННОЙ, ПО УКАЗУ ЕЯ
ИМПЕРАТОРСКОГО ВЕЛИЧЕСТВА, В 1793 ГОДУ
ПОСТРОЕНА СИЯ КАМЕННАЯ ЧАСОВНЯ,
ЕДИНСТВЕННО В ПАМЯТЬ БЫВШЕГО НА ТОМ
МЕСТЕ В ЗАТОЧЕНИИ БОЯРИНА МИХАИЛА
НИКИТИЧА РОМАНОВА, ТЩАНИЕМ И КОШТОМ
ЗДЕШНЕЙ ВОЛОСТИ КРЕСТЬЯН И УСЕРДНЫМ
СТАРАНИЕМ КРЕСТЬЯНИНА МАКСИМА
ПОНОМАРЕВА». В 1913 г., «мая 25 дня» вокруг часовни была заложена каменная ограда, сохранившаяся по сей день; на столбах ограды имеются вычеканенные медные памятные доски. В годы советской власти часовня использовалась не по назначению, затем была разрушена.
|
Археологическое изучение В 1997 г. отрядом КАЭ под руководством Г.П.Головчанского производилась расчистка фундаментов часовни, поставленной на месте "сидения" Михаила Никитича Романова.
Ныроб. Часовня
Фундамент часовни |
Copyright © 2001
Designed by G. Golovchansky - griggolo@mail.ru
All rights reserved