Домашняя страница Григория Головчанского. История и археология Урала.

 

Новости

КАЭ

Исторические места

Библиотека

Гостевая

Прочее

       

Церковь Николая Чудотворца

Ныроб. Церковь Николая Чудотворца

История Ныроба

 Первое упоминание Ныроба находится в писцовой книге И.Яхонтова 1579 г. по Чердынскому уезду. Яхонтов указывает «деревне Ныроб на речке на роднике» по реке Колве «Верхнего» стана Чердынского уезда. В  деревне 6 крестьянских домов. Владельцы их Микитка Ларев, Сенька Дмитриев, Иванко Нос, Варка Микитин, Еремка Бобыль и Якуш Черной имели в 1579 году пашни 15 четвертей, перелогу 20 четей в трех полях худой земли и сена по р.Колве 100 копен. В следующих документах Ныроб фигурирует уже как погост, в писцовых книгах Михаила Кайсарова 1624 г. дано описание погоста Ныроба и его храма, выстроенного во имя Николая Чудотворца

Михаил Никитич Романов был сослан в деревню Ныробку Чердынского уезда по приговору боярскому в июне 1600 г., по обвинению в колдовстве: Семен Годунов, родственник Бориса, подкупил Бартенева Второго, казначея Романовых, и тот подложил в кладовую Александра Никитича Романова мешок с кореньями – «колдовскими травами».

Михаил Никитич Романов был выслан из Москвы летом 1600 г., а привезен в Ныроб в начале 1601 г. (т.е. в начале сентября 1600 г. по нашему летоисчислению) под стражею, во главе которой стоял Роман Тушин. По прибытию в Ныроб он был посажен в земляную яму. «Сверху землянка была крепко закрыта, и только маленькое отверстие в этой крыше служило для проникновения света и подачи пищи. Пища состояла только из хлеба и воды. С наступлением холодов в землянке устроили печь, дым из которой…выходил через то же единственное отверстие в потолке, предварительно наполняя собой яму». Михаил Никитич был закован в железные оковы «весом три пуда», ныне хранящиеся в Чердынском музее. По преданию, ныробчане по весне проведали, что узника морят голодом, и дети начали таскать ему еду; однажды их застал за этим занятием Роман Тушин, устроил допрос, выяснил, что действуют они так по наущению отцов своих; шесть ныробцев были схвачены и отправлены в Москву «за крепким караулом». Обратно в Ныроб вернулись двое – четверо скончались от жестоких пыток и изнурительного содержания в тюрьме. Эта история подтверждается грамотой Михаила Федоровича чердынскому воеводе Василию Федоровичу Бутурлину и подъячему Неустрою Алимпиеву от 15 ноября 1621 г.

Михаил Никитич «в земляной темнице сидел год и преставился», т.е. в августе 1601 г. Если следовать традиции, закрепившейся в романовской историографии, Михаил Никитич был умершвлен; такой же точки зрения придерживается и А.Дмитриев.

О месте погребения Михаила Никитича источники говорят довольно неопределенно: «и погребен бысть там [в Ныробе] в пустом месте; над гробом его выросли два дерева, именуемые кедр, одно дерево в головах, другое в ногах». В позднем ныробском письменном сказании указано: «и погребен был у церкви Николая Чудотворца, подле алтарь на северной стороне, и где тело его лежало – построена была церковь и в ней гробница покрыта сукном и крест вышит». Эти сообщения, по мнению А.Дмитриева, не противоречат друг другу: деревянная церковь Николая Чудотворца была выстроена примерно в 1613-14 гг., а в 1601 г. здесь действительно было «место пустое». А.Дмитриев расшифровывает эти записи таким образом: «погребен был в 1601 г. (в последних числах) в пустом месте; года через 4, т.е. в 1606 г., когда не было тут еще никакой церкви, тело боярина увезли в Москву, после чего наконец в 1613-1614 гг. «где тело его лежало – выстроена была церковь» св. Николая Чудотворца деревянная, алтарь которой своей северной стороной приходился рядом с бывшей могилой Романова».

После смерти Михаила Никитича, в 1602 г. над местом заточения была построена деревянная часовня. В 1793 г. вместо деревянной построили каменную часовню во имя Архангела Михаила. После этого наружный вид часовни постепенно изменялся. Как свидетельствует А.Дмитриев, с наружной стороны часовни, по лицевой стороне, с которой вход в часовню, по карнизу под крышей и так со всех сторон была сделана вязью – «весьма безграмотно» - следующая надпись: «ПО УКАЗУ ЕЯ ИМПЕРАТОРСКОГО ВЕЛИЧЕСТВА, В ВЯТСКОЙ ДУХОВНОЙ ПРЕОСВЯЩЕННОГО ЛАВРЕНТИЯ, ЕПИСКОПА ВЯТСКОГО И ВЕЛИКОПЕРМСКОГО, КОНСИСТОРИИ В 7109 ГОДУ ПРИСЛАН БЫЛ С МОСКВЫ ОТ ЦАРЯ БОРИСА ГОДУНОВА В ПЕРМЬ ВЕЛИКУЮ, В ЧЕРДЫНСКИЙ УЕЗД, В ПОГОСТ НЫРОБ, В ЗАТОЧЕНИЕ БЛАЖЕННЫЕ ПАМЯТИ БОЯРИН МИХАИЛ НИКИТИЧ РОМАНОВ, СВЯТЕЙШЕМУ ПАТРИАРХУ ФИЛАРЕТУ НИКИТИЧУ БРАТ РОДНОЙ, А ПО РОДСТВУ БЛАЖЕННЫЕ ПАМЯТИ ГОСУДАРЮ ЦАРЮ И ВЕЛИКОМУ КНЯЗЮ МИХАИЛУ ФЕДОРОВИЧУ, ВСЕЯ РОССИИ САМОДЕРЖЦУ, БЫЛ ДЯДЯ РОДНОЙ. В ПОГОСТЕ НЫРОБ, В ЗАТОЧЕНИИ, В ЗЕМЛЯНОЙ ТЕМНИЦЕ СИДЕЛ ГОД; НА ТОМ МЕСТЕ ПОСТРОЕНА БЫЛА ДЕРЕВЯННАЯ ЧАСОВНЯ; НЫНЕ ВМЕСТО ОНОЙ ДЕРЕВЯННОЙ, ПО УКАЗУ ЕЯ ИМПЕРАТОРСКОГО ВЕЛИЧЕСТВА, В 1793 ГОДУ ПОСТРОЕНА СИЯ КАМЕННАЯ ЧАСОВНЯ, ЕДИНСТВЕННО В ПАМЯТЬ БЫВШЕГО НА ТОМ МЕСТЕ В ЗАТОЧЕНИИ БОЯРИНА МИХАИЛА НИКИТИЧА РОМАНОВА, ТЩАНИЕМ И КОШТОМ ЗДЕШНЕЙ ВОЛОСТИ КРЕСТЬЯН И УСЕРДНЫМ СТАРАНИЕМ КРЕСТЬЯНИНА МАКСИМА ПОНОМАРЕВА».

В 1913 г., «мая 25 дня» вокруг часовни была заложена каменная ограда, сохранившаяся по сей день; на столбах ограды имеются вычеканенные медные памятные доски.

В годы советской власти часовня использовалась не по назначению, затем была разрушена.

 

Археологическое изучение

В 1997 г. отрядом КАЭ под руководством Г.П.Головчанского производилась расчистка фундаментов часовни, поставленной на месте "сидения" Михаила Никитича Романова.

 

Ныроб. Часовня. Фото до 1913 г.

Ныроб. Часовня

Ныроб. Фундамент часовни. 1997

Фундамент часовни

Copyright © 2001
Designed by G. Golovchansky - griggolo@mail.ru All rights reserved